Я, Жукова Оксана Борисовна, учитель математики ГБУ ОО ЗО «СОШ № 25» г. Мелитополь, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2024 года
Слайд 2
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть повышение социального статуса педагогической профессии, распространение педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации в соответствии с современными тенденциями развития российского образования.
Слайд 3
Конкурсы являются надежным и хорошо апробированным инструментом профессионального развития педагогов. Основная цель конкурсов педагогического мастерства — выявления талантливых педагогов, их поддержки и поощрения; повышения социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.
Слайд 4
Главное в педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.
Слайд 5
Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:
- систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
- уточнить и конкретизировать педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
- отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал, технологические карты и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы;
- создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации);
- подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.
Слайд 6
Во время подготовки к конкурсу педагог анализирует свою деятельность как учителя, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Слайд 7
В процессе подготовки к конкурсу педагоги становятся исследователями собственного педагогического опыта, приобретают знания о новых педагогических технологиях, знакомятся с научными разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.
Слайд 8
Конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, без которого немыслимо повышение профессиональной компетенции.
Слайд 9
Педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе, очень важна роль методиста для оказания помощи, поддержки и методического сопровождения.
Главное в педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.
Слайд 5
Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:
- систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
- уточнить и конкретизировать педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
- отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал, технологические карты и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы;
- создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации);
- подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.
Слайд 6
Во время подготовки к конкурсу педагог анализирует свою деятельность как учителя, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Слайд 7
В процессе подготовки к конкурсу педагоги становятся исследователями собственного педагогического опыта, приобретают знания о новых педагогических технологиях, знакомятся с научными разработками в области педагогики и психологии, используют диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта.
Слайд 8
Конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации учителя к активному творческому развитию, без которого немыслимо повышение профессиональной компетенции.
Слайд 9
Педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе, очень важна роль методиста для оказания помощи, поддержки и методического сопровождения.
Она заключается:
1. Провести методическое сопровождение. Знакомство с Положением о конкурсе «Учитель года» донесение до участников целостной и непротиворечивой информации о предстоящем конкурсе, его структуре, о деятельности жюри, критериях оценивания.
2. Организовать научно-методическое сопровождение. На этом этапе проводят семинары, консультации и мастер-классы, посвящённые анализу затруднений педагогов в участии в конкурсах и поиску индивидуальных путей их устранения.
3. Создать на сайте образовательной организации раздел «Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов». В нём можно разместить подраздел с банком видео открытых конкурсных уроков, мастер-классов, педагогических интервью лауреатов и призёров конкурса либо ссылки на группу с видеоматериалами сюжетов разных конкурсов.
Слайд 10
4. Провести поэтапную защиту каждого конкурсного испытания. Это поможет снизить стрессовое состояние педагогов.
5. Психологическая подготовка педагога к участию в профессиональных конкурсах. Оказание помощи педагогу в период подготовки к конкурсным мероприятиям.
6. Встречи с участниками профессиональных конкурсов. Обмен опытом с участниками профессиональных конкурсов.
Слайд 11
В Краснодарском крае, в посёлке Шепси каждый год в начале июля Общероссийским Профсоюзом образования организовывается тренинг – лагерь «Мастерская успеха», в котором подготавливают работников образования к профессиональным конкурсам. На сайте размещена вся необходимая информация. С утра педагоги играют с командами на берегу моря, купание и после обеда проходят занятия для педагогов.
Слайд 12
Спикеры – это лауреаты, призёры, победители разных лет профессиональных конкурсов, кандидаты педагогических наук, доценты. Они проводят лекции, беседы, тренинги, мастер-классы, дискуссии, брифинги. В лагерь приезжают педагоги, желающие принять участие в конкурсе или финалисты региональных этапов конкурсов, а также методисты и наставники.
Слайд 13
Конкурсное испытание «Урок».
Формат конкурсного испытания: урок по предмету, который проводится конкурсантом в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом конкурса.
Конкурсант предоставляет членам жюри в начале проект урока, проведение урока – 35 минут, самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри – до 10 минут. Возрастная группа (класс), в которой будет проводиться урок, выбирается конкурсантом и прописывается им заранее на сайте конкурса.
Слайд 14
Бытует мнение, что открытые уроки − это своего рода шоу, в особенности на конкурсах профессионального мастерства. В этих словах есть определенная доля правды. Это действительно шоу! Но не развлечение! Это образовательный, методический, дидактический мини-спектакль. Именно урок и для учителя, и для ученика является местом действия и деятельности, местом постижения предмета, получения знаний, местом вдохновения и разочарований как для взрослого, так и для ребёнка.
Слайд 15
Ведь что есть урок? Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры».
Урок - используется для оценки профессионального мастерства учителя. То есть его умения включить каждого ученика в активную продуктивную деятельность; создать деловую, доброжелательную атмосферу, когда общение учителя и учеников становится не просто обучением, а истинным сотворчеством, когда все, то есть и учитель, и ученик добывают знания, обогащая друг друга.
Слайд 16
Для каждого учителя-конкурсанта является обязательным:
Уроки физики, химии, биологии интересны и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную исследовательскую работу. Учитель музыки на уроке поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.
Учителю важно заинтересовать ребенка даже не предметом, а в первую очередь тем, что будет происходить на уроке. Конкурсный урок отличается гибкой структурой, неожиданными приемами и «ходами» учителя, вызывающими у учеников удивление и интерес уже в самом начале урока и продолжающими держать некоторую «интригу» до его завершения. Для него характерно наличие проблемных ситуаций, метапредметное содержание, разнообразие видов деятельности и источников информации, целенаправленное воздействие на эмоционально-ценностную сферу ученика.
Слайд 18
За урок устанавливается самый большой балл, так как он является основой педагогической деятельности и в максимальной степени позволяет проявить как профессиональные, так и личностные качества учителя.
Современный конкурсный урок должен строиться и проводиться таким образом, чтобы учащиеся не только получали знания, но и осознавали их значение для практики, признавали необходимость в расширении и постоянном обновлении знаний, а также овладевали навыками самостоятельной работы с разнообразными источниками информации.
Учитель должен знать и учитывать возрастные особенности учащихся. Какие методы и приёмы подходят для определённого возраста, а какие нет.
На уроке должен быть элемент научности или изобретений.
КПД на уроке должно измеряться вопросом – насколько я сумела задумать для учеников полезную для них ситуацию, получат ли они опыт с практическим действием, насколько ученику было сложно на уроке, и он преодолел эти трудности?
Слайд 19
Важно правильно поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства с учётом требований федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) чтобы получить личностные результаты, метапредметные результаты и предметные результаты.
Продумать, как зажечь «лампочку интереса» в начале урока и закончить урок с не погаснувшей лампочкой.
Слайд 20
Испытание «Педагогическое интервью».
Учитель должен быть начитанным, это делает человека интересным в интервью.
Знать цитаты великих педагогов и читать их книги: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семёновича Макаренко, Льва Семёновича Выготского, Василия Александровича Сухомлинского и др.
Работать над комплексом публичности (коммуникация, как удерживать внимание, актёрское мастерство, как контролировать себя, теория жестов).
Работать над речью (уровень грамотности, инструментально, первой фразой увлечь аудиторию). Можно предложить учителям посмотреть разработки тренингов Станиславского.
Слайд 21
Программа для финалистов и членов жюри была составлена с посещением экскурсий в парк покорителей космоса, пешеходная экскурсия по Саратову, в музей саратовского калача, музей боевой и трудовой славы, катание на теплоходе по Волге.
Слайд 22
Были организованы встречи с руководством министерства образования Саратовской области, с «Учительской газетой», с Профсоюзом Образования, с актрисой Юлией Зиминой (сериал Кармелита»).
Слайд 23
В этом юбилейном (35 лет конкурсу) 2024 году абсолютным победителем стал учитель физики Леонид Дедюха из Санкт Петербурга. А значит первый тур заключительного этапа в 2025 году будет проходить в городе Санкт Петербург. Поэтому я рекомендую Вам готовить лучшего учителя в своей школе для участия в этом замечательном конкурсе профессионального мастерства!
Слайд 24
Спасибо всем за внимание! Приглашаю всех к участию в конкурсах!
1. Провести методическое сопровождение. Знакомство с Положением о конкурсе «Учитель года» донесение до участников целостной и непротиворечивой информации о предстоящем конкурсе, его структуре, о деятельности жюри, критериях оценивания.
2. Организовать научно-методическое сопровождение. На этом этапе проводят семинары, консультации и мастер-классы, посвящённые анализу затруднений педагогов в участии в конкурсах и поиску индивидуальных путей их устранения.
3. Создать на сайте образовательной организации раздел «Методическое сопровождение участников педагогических конкурсов». В нём можно разместить подраздел с банком видео открытых конкурсных уроков, мастер-классов, педагогических интервью лауреатов и призёров конкурса либо ссылки на группу с видеоматериалами сюжетов разных конкурсов.
Слайд 10
4. Провести поэтапную защиту каждого конкурсного испытания. Это поможет снизить стрессовое состояние педагогов.
5. Психологическая подготовка педагога к участию в профессиональных конкурсах. Оказание помощи педагогу в период подготовки к конкурсным мероприятиям.
6. Встречи с участниками профессиональных конкурсов. Обмен опытом с участниками профессиональных конкурсов.
Слайд 11
В Краснодарском крае, в посёлке Шепси каждый год в начале июля Общероссийским Профсоюзом образования организовывается тренинг – лагерь «Мастерская успеха», в котором подготавливают работников образования к профессиональным конкурсам. На сайте размещена вся необходимая информация. С утра педагоги играют с командами на берегу моря, купание и после обеда проходят занятия для педагогов.
Слайд 12
Спикеры – это лауреаты, призёры, победители разных лет профессиональных конкурсов, кандидаты педагогических наук, доценты. Они проводят лекции, беседы, тренинги, мастер-классы, дискуссии, брифинги. В лагерь приезжают педагоги, желающие принять участие в конкурсе или финалисты региональных этапов конкурсов, а также методисты и наставники.
Слайд 13
Конкурсное испытание «Урок».
Формат конкурсного испытания: урок по предмету, который проводится конкурсантом в образовательной организации, утверждённой оргкомитетом конкурса.
Конкурсант предоставляет членам жюри в начале проект урока, проведение урока – 35 минут, самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри – до 10 минут. Возрастная группа (класс), в которой будет проводиться урок, выбирается конкурсантом и прописывается им заранее на сайте конкурса.
Слайд 14
Бытует мнение, что открытые уроки − это своего рода шоу, в особенности на конкурсах профессионального мастерства. В этих словах есть определенная доля правды. Это действительно шоу! Но не развлечение! Это образовательный, методический, дидактический мини-спектакль. Именно урок и для учителя, и для ученика является местом действия и деятельности, местом постижения предмета, получения знаний, местом вдохновения и разочарований как для взрослого, так и для ребёнка.
Слайд 15
Ведь что есть урок? Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общественной культуры».
Урок - используется для оценки профессионального мастерства учителя. То есть его умения включить каждого ученика в активную продуктивную деятельность; создать деловую, доброжелательную атмосферу, когда общение учителя и учеников становится не просто обучением, а истинным сотворчеством, когда все, то есть и учитель, и ученик добывают знания, обогащая друг друга.
Слайд 16
Для каждого учителя-конкурсанта является обязательным:
- глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование научными понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы претендента на учебном занятии);
- грамотное, в соответствии с целями и задачами учебного занятия, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;
- коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей.
Уроки физики, химии, биологии интересны и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную исследовательскую работу. Учитель музыки на уроке поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.
Учителю важно заинтересовать ребенка даже не предметом, а в первую очередь тем, что будет происходить на уроке. Конкурсный урок отличается гибкой структурой, неожиданными приемами и «ходами» учителя, вызывающими у учеников удивление и интерес уже в самом начале урока и продолжающими держать некоторую «интригу» до его завершения. Для него характерно наличие проблемных ситуаций, метапредметное содержание, разнообразие видов деятельности и источников информации, целенаправленное воздействие на эмоционально-ценностную сферу ученика.
Слайд 18
За урок устанавливается самый большой балл, так как он является основой педагогической деятельности и в максимальной степени позволяет проявить как профессиональные, так и личностные качества учителя.
Современный конкурсный урок должен строиться и проводиться таким образом, чтобы учащиеся не только получали знания, но и осознавали их значение для практики, признавали необходимость в расширении и постоянном обновлении знаний, а также овладевали навыками самостоятельной работы с разнообразными источниками информации.
Учитель должен знать и учитывать возрастные особенности учащихся. Какие методы и приёмы подходят для определённого возраста, а какие нет.
На уроке должен быть элемент научности или изобретений.
КПД на уроке должно измеряться вопросом – насколько я сумела задумать для учеников полезную для них ситуацию, получат ли они опыт с практическим действием, насколько ученику было сложно на уроке, и он преодолел эти трудности?
Слайд 19
Важно правильно поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства с учётом требований федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) чтобы получить личностные результаты, метапредметные результаты и предметные результаты.
Продумать, как зажечь «лампочку интереса» в начале урока и закончить урок с не погаснувшей лампочкой.
Слайд 20
Испытание «Педагогическое интервью».
Учитель должен быть начитанным, это делает человека интересным в интервью.
Знать цитаты великих педагогов и читать их книги: Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семёновича Макаренко, Льва Семёновича Выготского, Василия Александровича Сухомлинского и др.
Работать над комплексом публичности (коммуникация, как удерживать внимание, актёрское мастерство, как контролировать себя, теория жестов).
Работать над речью (уровень грамотности, инструментально, первой фразой увлечь аудиторию). Можно предложить учителям посмотреть разработки тренингов Станиславского.
Слайд 21
Программа для финалистов и членов жюри была составлена с посещением экскурсий в парк покорителей космоса, пешеходная экскурсия по Саратову, в музей саратовского калача, музей боевой и трудовой славы, катание на теплоходе по Волге.
Слайд 22
Были организованы встречи с руководством министерства образования Саратовской области, с «Учительской газетой», с Профсоюзом Образования, с актрисой Юлией Зиминой (сериал Кармелита»).
Слайд 23
В этом юбилейном (35 лет конкурсу) 2024 году абсолютным победителем стал учитель физики Леонид Дедюха из Санкт Петербурга. А значит первый тур заключительного этапа в 2025 году будет проходить в городе Санкт Петербург. Поэтому я рекомендую Вам готовить лучшего учителя в своей школе для участия в этом замечательном конкурсе профессионального мастерства!
Слайд 24
Спасибо всем за внимание! Приглашаю всех к участию в конкурсах!
Комментариев нет:
Отправить комментарий